2013 год
30.04.2013 11:12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30 апреля 2013 г. № 30
АДМИНИСТРАЦИЯ КОЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 апреля 2013 г. № 30
Об утверждении муниципальной
целевой программы «Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности
на территории Кощинского сельского
поселения Смоленского района Смоленской
области на 2013-2015 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уставом Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области,
АДМИНИСТРАЦИЯ КОЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы», согласно приложению.
2. Старшему менеджеру (главному бухгалтеру) Администрации Кощинского сельского поселения (Левченкова А.Н.) предусмотреть при формировании бюджета поселения ежегодные ассигнования на реализацию муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы».
Установить, что в ходе реализации муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения на 2013-2015 годы» ежегодной корректировке
подлежат мероприятия и объемы их финансирования с учетом возможностей средств бюджета поселения и субсидий из бюджетов иных уровней.3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования.
- Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава муниципального образования
Кощинского сельского поселения
Смоленского района Смоленской области П.А. Попов
Приложение 1
к постановлению Администрации
Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области
от 30 апреля 2013 г. № 30
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы»Содержание
1. Паспорт Программы.
2. Общие сведения.
3. Содержание проблемы.
4. Цели и задачи Программы.
4.1 Цели Программы.
4.2 Задачи Программы.
5. Сроки реализации Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.
7. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы.
8. Перечень мероприятий.
Приложения:
Приложение 1. Перечень мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселении Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы»
1. Паспорт программы
Наименование Программы
- Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы»
(далее – Программа)
Основания для разработки Программы
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности
товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
- Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 № 141 «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)»;
Заказчик
программы
Администрация Кощинского сельского поселения
Смоленского района Смоленской области
Разработчик программы
Администрация Кощинского сельского поселения
Смоленского района Смоленской области
Цели и задачи Программы
Основной целью Программы являются повышение энергетической эффективности при передаче и потреблении энергетических ресурсов в Кощинском сельском поселения, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития:
- снижение нагрузки на бюджет по оплате энергоносителей, улучшение среды проживания;
- создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Задачи Программы:
- создание оптимальных нормативно-правовых, организационных и экономических условий для реализации стратегии энергоресурсоcбережения;
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории;
- проведение энергетических обследований;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов муниципальными зданиями и учреждениями;
- внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) на объектах муниципальной собственности;
расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
- повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы
- объем экономии топливно-энергетических ресурсов;
- уровень энергетической паспортизации, муниципальных учреждений и организаций;
- доля муниципальных учреждений и организаций, в которых проведены энергетические обследования;
- доля муниципальных учреждений и организаций, для которых установлены лимиты потребления энергоресурсов;
- доля расчетов потребителей муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса, производимых по показаниям приборов учета
- количество установленных светодиодных светильников в системе наружного освещения
- объем потребления электроэнергии системой наружного освещения.
Сроки и этапы реализации
2013-2015 годы
Перечень мероприятий
Приложение: «Перечень мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселении Смоленского района Смоленской области на 2013-2015годы».
Источники финансирования Программы
Бюджет области (при наличии софинансирования);
Бюджет Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ;
иные источники финансирования, не противоречащие законодательству РФ
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- переход на приборный учет при расчетах учреждений муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса;
- сокращение расходов тепловой и электрической энергии в муниципальных зданиях;
- экономия потребления воды в муниципальных учреждениях;
- экономия электрической энергии в системах наружного освещения;
- наличие в органах местного самоуправления актов энергетических обследований и энергетических паспортов на уровне 100 процентов от общего количества зданий;
- сокращение удельных показателей энергопотребления;
- повышение заинтересованности в энергосбережении;
- создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.
2. Общие сведения
Кощинское сельское поселение входит в состав Смоленского района Смоленской области. Административный центр – д. Кощино, расположена в 25 км от районного центра. Кощинское сельское поселение расположено на площади 8655 га., включает в себя 10 населенных пунктов. На территории поселения проживает 2042 человека.
3. Содержание проблемы
В настоящее время экономика и бюджетная сфера Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Смоленской области.
При существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования дальнейшие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.
Основным инструментом управления энергосбережением
является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных и межмуниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ.В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные Законом требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- ведение топливно-энергетических балансов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Принятый Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития регионов.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- незавершенностью реформирования энергетики и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне;
- дерегулированием рынков энергоносителей;
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Смоленской области.
4. Цели и задачи Программы
4.1. Цели Программы
Основными целями Программы являются повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в Кощинском сельском поселении за счет снижения к 2015 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на 10 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
4.2. Задачи Программы
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
2.2.1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории.
Для этого в предстоящий период необходимо:
- принятие программ или среднесрочных (на 2-3 года) планов
по повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории муниципального образования;- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:
- разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
- разработка, утверждение и внедрение примерных форм договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;
- создание системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующих применение энергосберегающих осветительных установок и решений;
- подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:
включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в средних общеобразовательных учебных заведений;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.
2.2.2. Запрет на применение не энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
Для решения данной задачи необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих или превышающих требования федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение.
2.2.3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов.
Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по:
- проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов (в соответствии с утверждёнными Правительством РФ требованиями) во всех органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях;
- проведению энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов, устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, осуществляемом с участием бюджетных средств, в том числе с использованием средств выделяемых в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ.
2.2.4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.
Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
2.2.5. Организация ведения топливно-энергетических балансов.
Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ведение топливно-энергетических балансов органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, а также организациями, получающими поддержку из бюджета.
2.2.6. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях;
- учитывать показатели энергоэффективности серийно производимых машин, приборов и оборудования, при закупках для муниципальных нужд.
Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ муниципальных целевых программ позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые и Программа не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих муниципальных целевых программ.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального образования, но позволяет выполнить первый этап решения данной проблемы: создать к 2015 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2013-2015 годах.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
установленных нормативов и лимитов энергопотребления;
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на территории муниципального образования на 10 процентов по сравнению с 2013 годом (базовый год);
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов;
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования;
- создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;
- создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
- внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Выполнение программы позволит обеспечить более комфортные условия проживания населения Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области путем повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и сокращение теплоэнергоресурсов. Повысить безопасность эксплуатации и надежность работы оборудования благодаря переходу на менее энергоемкое оборудование. Сократить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки услуг потребителям. Обеспечить более рациональное использование водных ресурсов. Улучшить экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние территории.
7. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии
(в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов
на предприятии (в организации).Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.
Муниципальный заказчик определяют основные направления и плановые показатели деятельности по управлению энергосбережением, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несет ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в отрасли.
В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий, а также органов местного самоуправления, - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальным заказчиком из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Порядок финансирования программных мероприятий устанавливает Администрация Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Управление со стороны органов местного самоуправления за реализацией программных мероприятий в коммерческом секторе экономики, а также в некоммерческих организациях и домохозяйствах, осуществляется через применение экономических стимулов, в том числе координацию и укрупнение спроса, а также снижение издержек на получение информации и доступа к эффективным энергосберегающим технологиям.
При подготовке и согласовании муниципальных программ социально-экономического развития отрасли вопросы управления энергосбережением должны быть выделены в отдельный раздел.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Муниципальный заказчик Программы ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, рассматривают ход реализации программных мероприятий.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях – один раз в квартал.
Функции по управлению энергосберегающими мероприятиями в отрасли должны быть установлены локальным правовым актом органа местного самоуправления в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы.
Администрация Кощинского сельского поселения:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- контролирует выполнение в установленные сроки программных мероприятий, эффективность и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств;
- планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Предусмотренные Программой финансово-экономические механизмы и механизмы стимулирования распространяются на лиц, являющихся исполнителями программных мероприятий.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Кощинского сельского поселения о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период 2013-2015гг.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
8. Перечень мероприятий
Система мероприятий по достижению целей и показателей Программы, обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы включена в «Перечень мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселении Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы» в муниципальных учреждениях»
Приложение № 2
к муниципальной целевой программе
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
на территории Кощинского
сельского поселения Смоленского района
Смоленской области 2013-2015 годы»
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на 2013-2015 годы»№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственные
Финансовые затраты в действующих ценах соответствующих лет (тыс. рублей)
Ожидаемые результаты, экономическая эффективность
источник финансирования
всего
в том числе по годам
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Энергосбережение в муниципальных учреждениях сельского поселения»
1.1.
Организационные мероприятия
1.1.1.
Формирование учета для расчета целевых показателей
Администрация с/п
Не требуется финансирование
-
-
-
Назад Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.
Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!